пятница, 20 марта 2015 г.

Что умеет карандаш?

Здравствуйте, мои дорогие гости!

           
 Сегодня я решила устроить у себя в норке - день карандаша!
 Официального праздника вроде бы нету:)  Только, может быть на замечательном сайте "Праздник каждый день". А вот и зря. Ведь если задуматься, то рисовать, делать пометки, ставить опознавательные знаки человек начал ещё тогда, когда, цитирую сатирика: "земля была ещё тёпленькая и по ней бегали мамонты".

А вспомните своё лучезарное детство: после погремушек и соски ручки сразу тянутся к карандашу и тут начинается такое..., что мама приходит в ужас, а папа громко смеётся. И для ребёнка надолго остаётся загадкой почему на всех стенах наклеена бумага, а рисовать нельзя. А что мы там нарисовали? Всего-то: точка, точка, запятая, вышла рожица смешная. Ручки, ножки, огуречек - получился человечек! Красивенький такой...Так почему же мама недовольна? 
                И вот мы подросли и почему-то за то же самое ругаем своих детей и внуков. Загадка природы....:) 
             Но теперь мы большие, серьёзные, умные и давайте  поинтересуемся как и когда появился наш весёлый друг - карандаш.

Каранда́ш (тюрк) karadaš, «кара» — чёрный, «даш» — камень, дословно, — чёрный камень) -инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита), сухих красок и т. п.), применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.

История карандаша началась с открытия графита. В 1564 году английские пастухи под поваленным дубом обнаружили залежи чего-то черного. Поначалу они приняли свою находку за каменный уголь. Но найденное вещество – как впоследствии оказалось графит, – в отличие от угля, не горело, зато отлично пачкало. Пастухи стали им метить овец. Вставлять графит в дерево догадался в 1795 году французский химик Николя-Жак Конте. Графит он смешал с глиной, обжег в печи, отрезал тонкую полоску, которую мы сейчас называем грифелем, и вставил в деревянную трубочку. Так был сделан первый карандаш. По тому же принципу карандаши делают до сих пор. В зависимости от соотношения графита и глины получают грифель различной мягкости: чем больше графита, тем более мягкий грифель.

Когда заходишь в магазин канцелярских товаров, сложно представить, что еще 100 лет тому назад разнообразие на полках современного магазина показалось бы настоящим чудом. 
Для современного человека карандаш стал тривиальным явлением. А ведь так было не всегда. Были времена, когда карандаш был редким и достаточно дорогим письменным инструментом. Карандашные грифели изготавливали из природного графита. Этот минерал требовал больших затрат на добычу и изготовление изделий. Не менее кропотливым был отбор графита по твердости.
Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. С оправкой графитового стержня в деревянную оболочку вид и принцип действия карандаша уже не изменяется более двухсот лет. Совершенствуется производство, оттачивается качество, количество выпускаемых карандашей становится астрономическим. 

Письменность многие века была сопряжена с такими атрибутами, как гусиные и, позже, металлические перья, чернила или тушь. Человек пишущий был прикован к столу. Появление карандаша позволило вести записи в пути или в процессе работы, когда надо было моментально зафиксировать что-то. Недаром в наш язык прочно вошел фразеологический оборот: «взять на карандаш». 
Добычу графита строго регулировали законом, так как его залежи в Европе не велики. Например, в Англии, графит можно было добывать лишь 45 дней в году. Английская корона сберегала природные залежи для грядущих поколений. 
Ситуация с графитом кардинально изменилась в 1929 году. Англичанам удалось получить искусственный графит. Конечно же, искусственный графит изобретали не для производства карандашей. Есть большая потребность в графите у промышленности. Производство карандашей лишь использовало представившуюся возможность удешевить и разнообразить ассортимент карандашных грифелей.
До революции в России чаще всего пользовались отечественными карандашами. В Москве работали фабрики Карнаца и Никитина, в Риге – Глезера, в Вильно – Тараканова. В СССР было три карандашных фабрики: Томская, Славянская, имени Красина. На фабрике Красина создан музей карандаша, в котором представлены образцы продукции за весь период существования. От карандашей «Пионер», «Комсомольский» и «Миру – мир» до карандашей «под малахит» для администрации президента России. 

Начиная с 14 века, художники использовали для рисования палочки, изготовленные из смеси свинца с цинком, которые иногда называли "серебряными карандашами". Для примера, подобным карандашом пользовался великий художник Ботичелли. По заданию французского конвента, Контэ разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней, что и послужило основой современной классификации карандашей по твёрдости (она указана на карандаше): М (или B - for blackness) - мягкий и Т (или H - for hardness) - твёрдый. Стандартным (твёрдо - мягкий) карандаш помимо сочетаний ТМ или HB обозначается буквой F (for fine point). 

С началом 1930-х годов производство карандашей обрело второе дыхание. на этой волне стало возможным выпускать карандаши семнадцати степеней твердости. В производство карандашей внесли инновации, которые предусматривали не только деревянную основу. Потребители смогли по достоинству оценить цанговые карандаши. Их длина не меняется как у деревянного карандаша. цанговые зажимы легко использовать в циркулях и иных чертежных инструментах.
С изобретением искусственного графита стало возможным изготовление цветных и химических карандашей. Детские рисунки стали цветными и радостными. 
Сегодня производится более 300 видов карандашей для различных видов деятельности. Можно приобрести простые карандаши различной твердости или заказать карандаши 72 цветов! Существуют карандаши для нанесения надписей на стекле, ткани, целлофане, пластмассе и кинопленке. Существуют карандаши, используемые в строительстве и оставляющие след на поверхности, находящейся на открытом воздухе в течение нескольких лет.
Карандаши принято делить на простые и цветные. Простой карандаш имеет графитовый грифель и пишет серым цветом с оттенками от светлого до почти чёрного (зависит от твёрдости графита).
Новый одноразовый карандаш с деревянной оправой грифеля перед первым применением часто требуется заточить (очинить). Помимо одноразовых карандашей, существуют многоразовые механические карандаши со сменными грифелями в постоянной оправе.
Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая, как правило, указана на карандаше и обозначается буквами М (или B — от англ. blackness (букв. чернота) — мягкий и Т (или H — от англ. hardness (твёрдость) — твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш обозначается сочетаниями ТМ и HB. Буква F (от англ. fine point (тонкость) – это средний тон между НВ и Н. Также нужно отметить, что тон у карандашей одной маркировки может меняться в зависимости от фирмы. 
В отличие от Европы и России, в США для указания твёрдости используется числовая шкала.
Химический карандаш
В прошлом выпускался особый вид графитных карандашей — копировальные (обычно называемые «химическими»). Для получения нестираемых следов в стержень копировального карандаша добавлялись водорастворимые красители (эозин, родамин, аурамин). Заполненный химическим карандашом документ смачивался водой и прижимался особым прессом к чистому листку бумаги. На нём оставался (зеркальный) отпечаток, который подшивали в дело.
Копировальные карандаши широко использовались и в качестве дешёвой и практичной замены чернильных ручек.
Изобретение и распространение шариковых ручек и копировальной бумаги обусловило снижение и прекращение производства такого вида карандашей.
«Химический» карандаш применялся в бытовой стенографии благодаря тому, что его штрих неотличим от штриха простого карандаша до контакта с водой. 

Факты:
           Известный французский карикатурист Эммануэль Пуаре (1858—1909), родившийся в России, придумал себе аристократично звучащий на французский манер псевдоним Caran d’Ache, которым стал подписывать свои работы. Позднее этот вариант французской транскрипции русского слова «карандаш», был выбран названием и фирменным знаком швейцарской торговой марки Caran d’Ache, основанной в Женеве в 1924 году, выпускающей эксклюзивные пишущие инструменты и аксессуары.
          Карандаш твердостью НВ и длиной 17,5 см может: чертить линию длиной 56 км (2010г.; для сравнения: в 1994 г. — 51,5 км, в 1998 — 54,7 км, в 2005 — 55,1 км, в 2008 — 55,8 км);
написать около 45 000 слов;
быть заточен 17 раз.
          Перед тем, как поломаться, средний заостренный кончик карандаша противостоит давлению 255 атмосфер или 264 кг на см² (3750 фунтов на дюйм²)
          Более 14 миллиардов карандашей производится в мире каждый год — из этого количества можно выложить цепочку, которая обогнёт нашу планету 62 раза.
          На Нью-Йорской фондовой бирже ежегодно используется один миллион карандашей.

Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в середине XIX века граф Лотар фон Фаберкастл (Faber-Castell) - для более устойчивого положения на наклонных поверхностях для письма. Он же является автором стандартной длины и диаметра карандаша.

В России же, богатой графитом и лесом, Михаил Ломоносов силами жителей одной деревни Архангельской губернии развернул производство карандаша в деревянной оболочке и ввёл в мировой обиход понятие «гросс» – дюжина дюжин. Гросс - дневная норма выработки карандашей одним мастером с одним подмастерьем. До сих пор во всём мире - «гросс» единица измерения количества именно карандашей. С оправкой графитового стержня в деревянную оболочку вид и принцип действия карандаша уже не изменяется более двухсот лет. Совершенствуется производство, оттачивается качество, количество выпускаемых карандашей становится астрономическим

Точилки для карандашей
До разработки специальной точилки для карандашей карандаш точили ножом. Точилки для карандашей сделали эту задачу намного легче и дали более равномерную заточку карандаша. Некоторые специализированные виды карандашей, такие, как столярный карандаш, обычно заостряются ножом, в связи с их плоской формой.
Бернард Лассимон, французский математик, взял первый патент (French patent № 2444) на точилки для карандашей в 1828 году. Первая американская точилка для карандашей была запатентована Уолтером К. Фостером из Бангора в 1855 году. Электрические точилки карандашей для офисов были созданы в 1917 году. В настоящее время точилки имеют широкий спектр цветов и форм.

Ну как вам экскурс в историю карандаша? Понравился? 
А теперь давайте посмотрим, какие замечательные картины можно нарисовать "простым карандашом" Красиво, точно, отсутствие большого цветового спектра только подчёркивает мелкие детали и нюансы.



 Вот такая тема получилась, а подтолкнула меня к этому замечательная француженка. Из книги нашей всеобщей любимицы Mode d'hier et d'aujourd'hui de Véronique Enginger
Рисунок сначала просто понравился , затем понравился так, что захотелось вышить. Очень долго искала "читаемую" картинку. Когда нашла работа просто "полетела": быстрый перевод в РМ и отшив. Довольнаяяяя... Хотя даже не знаю будет ли это картинка или что-то прикладное. Ладно пусть отлежится, а там чего-то и придумается.




 Впервые вышивала на равномерной ткани Jobelan 32 count. Вышивается очень приятно, переплетение идеально, но, с моей любимой Murano не сравнить. В этой больше искусственных нитей. Все цвета по ключу.

А на десерт, по традиции, стихотворение:

 Точка, точка...
Ренковская Нелли

Точка, точка, запятая - вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик - получился человечек.

Одиноким плохо быть, нужно что-то дочертить.
Точка, точка, запятая - снова рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик - вышел новый человечек,
Завитушки возле ушка - И она теперь подружка!

Сверху -шарик, поглядите, это солнышко в зените,
Сбоку - горсть штрихов неверных - это голуби, наверно.
Снизу - спутанные нити - это травка, извините.
И зачем-то кенгуру. (Лучше я его сотру)

Вот им домик небольшой и с крылечком, и с трубой.
Это - ёлка, вот - берёза. И - чтоб любоваться - роза!
А вот это - я смеюсь - огуречик-карапуз,
А с баранкой раскоряка - непохожая - собака.

Пусть нелепо, косо, криво, а хотелось так красиво!
Я не буду огорчаться, назову картинку - счастье.

И, для позитива и хорошего настроения предлагаю посмотреть всей семьёй мультик (к сожалению видео не получилось вставить)

 https://www.youtube.com/watch?v=1NfFimkNHzg

Всего доброго!   До скорых встреч!
.

14 комментариев:

  1. Вот это пост! Как интересно! Целая энциклопедия!
    А вышивка просто супер!!! Чудесная!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, спасибо большое! Знаешь, я специально делаю такие посты-рефераты. В первую очередь сама узнаю много нового, а значит и вам будет интересно ко мне заходить.

      Удалить
  2. Ирина, спасибо за информацию! Было очень интересно почитать. Вышивка замечательная! Я ее раньше как-то не замечала, глаза мимо проходили, а тут!...
    P.S. ( шепотом) У меня на Яндексе эта книга целиком в очень хорошей графике выложена. :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Свет, а я так долго искала её:) Из этой книги мне много чего нравится, уже кой-чего нашла. А как попасть к тебе на Яндекс? :)

      Удалить
    2. У меня в блоге на правой панели банер висит. В альбомах папка " Схемы французских дизайнеров". Скан бледноват, но разрешение хорошее.

      Удалить
    3. Свет, заходила, посмотрела...

      Удалить
  3. Ирочка, как интересно!!! У меня есть эта книга - подруга подарила на др - и этот набросок из нее запал в душу больше всех. Я его сразу выделила, теперь, глядя на твой шедевр, точно вышью и себе такой же. Спасибо за вдохновение!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Танюш, спасибо! Держать такую книгу в руках - это здорово!
      Там много замечательных дамочек, просто глаза разбегаются. Я уже присмотрела ещё парочку :)

      Удалить
  4. Ирина, как всегда познавательно и завлекательно) И вышивка чудо-чудное) Интересно во что же оформиться этот чудесный карандашный набросок?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, спасибки! Я старалась! А вот как оформится...пока вся в раздумьях..:)

      Удалить
  5. Как интересно! Спасибо, Ирочка! Много нового узнала про карандаши.
    Действительно, подача материала в форме реферата. Представилась мне молодая Ирочка в старшие школьные годы у доски при зачитывании реферата (на уроке рисования или черчения) с наглядным пособием. )))
    Изящная вышивка! Карандашики такие интересные. ))) А я все читала и думала, какую же тематическую вышивку нам Ирочка покажет. У Оли-Хохлы есть относительно "свежие" карандаши. А на них сначала подумала. А тут на десерт нам предлагают французов. )))
    Зашла в блог к Светлане, что писала комментарий выше, посмотреть схемы, но у меня не открылась ни одна яндекс-картинка. (((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Татьян, когда я в школе училась мы и слова такого "реферат" не знали :)))
      А я к Светлане тоже заходила. Все альбомы открываются, только скачать не получается((((

      Удалить
  6. Ирочка, очень интересно, спасибо большое!!! С удовольствием почитала, ведь я так люблю и рисовать карандашом (карляки-маляки на листочках))), и писать люблю, даже во время рукоделия если делаю какие-то заметки, то обычно карандашом!!! А я помню у нас был химический карандаш, так удивительно было: пооблизываешь - и синим пишет))), и вот спустя столько лет узнала его предназначение))).
    Вышивка, конечно, тоже очень нравится!!! Какие все же, на первый взгляд, простые картинки у Вероник, а на сколько они не оставляют никого равнодушными, ну рукодельниц так точно! Карандаш, кисть и стружка такими объемными кажутся, так и хочется потрогать)).

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо Катюша, что зашла! Тебе, как дизайнеру игрушек карандаш просто необходим и не только на каляки-маляки:))).
    А у нас мама была бухгалтер и приносила нам эти самые "химические" карандаши. Ооо, какие замечательно-синие языки у нас были. :)))

    ОтветитьУдалить